читать исходник. Опубликованно в жд журнале:  РЖД-ПАРТНЕР.РУ

 

Машины на комбинированном ходу все чаще используются там, где требуется выполнить операции с вагонами, или доставить груз с переключением с автомобильного на ж/д транспорт, при чем не в одиночку, а ведя за собой по рельсам один или пару вагонов со людьми или со скоропортящимися продуктами. Такие шинно-рельсовые гибриды способны стать ключевым элементом грядущей логистической революции в России.  

Что такое шинно-рельсовые гибриды?

Шинно-рельсовые гибриды -- это автомобили, оборудованные навесной системой, позволяющей им передвигаться по рельсам. Одной из передовых разработок в этой сфере является российская технология "Авторебордa". Ее ключевые преимущества - быстрый монтаж/демонтаж рельсовой тележки, отсутствие необходимости модификации самого автомобиля, и существенно низкая стоимость. Съемный комбинированный ход обеспечивает гибкость использования транспортных средств. Разработчиками уже подготовлена съемная переносная тормозная система, а также технология, способная увеличить пробег шин, отталкивающих транспортное средство от головок рельс

Текущие вызовы логистики в России

Удаленные малонаселенные агломерации, как правило, всегда имеют нужду в постоянном снабжении продуктовыми, строительными и иными товарами. Огромные расстояния, неравномерное распределение транспортных путей и разреженность населенных пунктов создают серьезные логистические проблемы в России. Предоставление логистических услуг становится все более популярным. Многие компании ищут наиболее оптимальные пути перевозки своей продукции в те места, куда ведут только малодеятельные или заброшенные железнодорожные пути, а арендовать или использовать свой подвижной состав экономически нецелесообразно, однако обычные дороги в такие места еще долго не будут проложены. Для компаний и для государства важно переправить продукцию в короткое время. С ростом производства востребованность логистических услуг становится еще актуальнее. Роль логистики увеличивается. При этом она имеет множество проблем, которые задерживаю т ее развитие.
Главы и руководители удаленных сел, городов и районов часто имеют настоящую головную боль в борьбе за финансирование логистических схем, или находясь в поиске технических и рабочих ресурсов, которые осуществляют снабжение вверенной им территории.

Если дороги становятся климатически недоступны, то логистические работы выполняются по железной дороге на основе дорогостоящей аренде локомотивов и прицепных средств - от 100 тысяч рублей в день. Плюс нужен специальный машинист с определенными знаниями, навыками и разрешениями. А с технологией "Авторебордa" обыкновенный водитель может выполнять маневровые работы. У местного самоуправления снимается зависимость от приобретения именно рельсового автомобиля, так как Авторебордное оборудование не привязано к одному авто, а ставится на иные, где совпадают колесные характеристики.

Также на обычных деревозаготавливающих предприятиях в тайге вместо локомотива, УРАЛом, КАМАЗом можно тянуть 1-2 вагончика. Трактора смогут расчищать пути от снега, а летом осуществлять покос травы, как на самих рельсах, так и по их откосам.

Актуальность логистической технологии «Автореборд» сложно не заметить при выполнении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р. Представители «Авторебордной» технологии обратились в несколько ведущих железнодорожно-проектных организаций, где получили подтверждение, что строительство нижнего строения пути для передвижения маневровых рельсовых колесных транспортных средств, в качестве временного ж/д сообщения вполне целесообразно и экономически выгодно. Таким образом, открывается новый логистический простор для развития инфраструктуры удаленных населенных пунктов, включая освоение и заселение новых территорий России.
Еще одна техническая изюминка: оборудование съемное, разборное, не боится сильных морозов или жары, транспортируется самим транспортным средством, в том числе трактором - можно все это уложить, разложить или тянуть по рельсам или дороге.

Но самое главное - эта технология не вносит изменения в конструкцию транспортного средства и не оставляет конструктивных следов после демонтажа оборудования. В связи с этим согласование с ГИБДД не требуется.

Потенциальные преимущества шинно-рельсовых гибридов

Использование шинно-рельсовых гибридов открывает новые горизонты для логистики. Их универсальность позволяет гибко комбинировать автомобильный и железнодорожный транспорт в единой цепи поставок. За счет этого достигается оптимизация затрат и существенная экономия. Более того, такие транспортные средства значительно расширяют транспортную доступность в труднодоступные районы страны.

Перспективы внедрения

На данный момент технология "Автореборда" прошла стадию испытаний и вышла на рынок, но пока к применению на путях необщего пользования. Совершенствуются конструкции для различных типов автомобилей и специальной техники. Сферы использования – людские и промышленные перевозки, ЖКХ, обслуживание путей РЖД и многое другое. Важной задачей является гармонизация с существующими правилами и взаимодействие с регулирующими органами.

Конструктивно колесные пары авторебордного оборудования позволяют иметь сопротивление электрической цепи, сопоставимое с обычным подвижным составом (около 0,6 Ом). Тем самым, в перспективе это оборудование сможет передвигаться при наличии автоблокировки на путях и соблюдать сигналы светофоров.
Имеется возможность внедрить простую сигнализацию - светофор в кабине, который будет реагировать на рельсовые цепи путей общего пользования и автоблокировку. Уже есть такая разработка на основе автомобильной сигнализации.

Применение в экстремальных условиях

Есть смысл упомянуть применение в военных целях: на пикапах или грузовиках можно незаметно прорваться по рельсам в тыл противника, высадить десант или подвести боеприпасы. Если рельсы разрушены и локомотив не может ехать, то автомобили с авторебордом могут въехать в любом месте на рельсы и осуществлять перевозки, доставку боеприпасов, продовольствия, эвакуацию раненых. Съемный комбинированный ход позволяет быстро развернуть такие временные рельсовые перевозки.

Технические новинки

Автомобили с более широкой колеей, чем рельсовая колея, также можно оборудовать авторебордом - есть отдельная разработка для такого "обратного хода".
Колесные пары авторебордного оборудования сконструированы со специальным "антиопрокидывающим модулем" - даже при сходе с рельсов одна сторона продолжает перемещаться по ним, обеспечивая стабильность и исключая опрокидывание транспортного средства.

Шинно-рельсовые гибриды открывают новую эру транспортной мобильности и гибкой логистики в России. Благодаря совмещению преимуществ автомобилей и железнодорожного транспорта, эта технология способна оптимизировать логистические цепочки, снизить издержки и обеспечить транспортную связанность даже самых труднодоступных районов страны.